Previous Entry Share Next Entry
n_makarkina

В России больше нет хоккея, остался бизнес… в стиле 90-х

Неспортивный провал

Чемпионат мира по хоккею 2016, который завершился в Москве 22 мая, установил сразу несколько антирекордов. Первое «достижение» России (как организатора мирового первенства) - самые низкие цифры средней посещаемости арен на чемпионатах мира за последние 10 лет, второе - самая высокая стоимость билетов на домашние матчи. Ценник на игры для рядового болельщика варьировался от 375 до 250 000 рублей.

Двенадцатитысячный «Ледовый дворец ВТБ» в Москве собирал в среднем по 6 500 зрителей на каждый матч, а шеститысячный «Юбилейный» в Санкт Петербурге - около 4 500. Если учесть, что все свои игры сборная России проводила в Москве при заполненных почти до отказа трибунах, можно сделать вывод, что большая часть чемпионата прошла при посещаемости не более 40%.



О том, что все билеты на матч открытия чемпионата Россия-Чехия проданы, президент ФХР Владислав Третьяк и исполнительный директор турнира Александр Полинский заявляли еще за месяц до старта чемпионата. «Все билеты на матчи сборной России проданы, все до одного. Проданы все билеты на вечерний четвертьфинал, где сыграет российская команда в случае выхода. Проданы все билеты первой категории на финал», - дословно сказал один из них журналистам. По факту же боковые сектора нижнего яруса ВТБ-арены во время официального приветствия премьер-министра Дмитрия Медведева на стартовой игре ЧМ были полупустыми. Впоследствии образовавшиеся бреши заполняли работники стадиона, но не заметить подобную нестыковку было сложно, и шутки на этот счет на трибунах несколько раз проскальзывали.

Спрос не нашел предложения

Билетная политика на домашнем чемпионате мира вызвала немало вопросов. С одной стороны, для организаторов высокие ценны на билеты были чуть ли не единственным способом отбить затраты на проведение турнира, которые, по данным Минспорта, составили порядка $ 25 млн (1,6 млрд рублей). С другой стороны, основная прибыль от продажи дефицитных и самых дорогих билетов (на матчи с участием сборной России) оказалась в кармане спекулянтов, а массовый зритель, несмотря на все старания официального билетного оператора, на трибуны так и не пришел.

Задачу привлечения аудитории должна была решить компания «СТС Эвентим Ру» (электронная площадка Parter.ru - российское подразделение европейского дистрибьютора CTS Eventim). Заключив с ней контракт, ФХР фактически сняла с себя ответственность за продажи.

- Мы пытались привлечь зрителя на трибуны, снизив цену на менее популярные матчи до 375 рублей, - рассказал представитель онлайн-сервиса Parter.ru - И эта акция, действительно, сработала. Игры с участием сборных Дании, Норвегии, Латвии и Казахстана посетило немало российских болельщиков.

Благородный шаг и удачный маркетинговый ход. Но это только на первый взгляд.

Официально заявленная ФХР цена билетов на матчи группового этапа 1875 - 4500 рублей. Билет средней категории по утвержденному прайс-листу стоил 3000. В кассах ВТБ-арены и на сайте Parter.ru эти билеты не продавались, зато их можно было купить в огромном количестве на одном из многочисленных сторонних онлайн-ресурсов по цене 9000-15000 рублей. Домены этих сайтов зарегистрированы на физлиц, доставкой занимаются небольшие фирмы (ИП, ООО), оказывающие широкий перечень посреднических услуг - от риэлторства, до ремонта бытовой техники.

Звенья одной цепи

Если особо не вникать, то кажется, что это стандартная для России история со спекулянтами-одиночками. Но при ближайшем рассмотрении бросается в глаза тот факт, что билеты продаются целыми секторами. Трибуны, как пицца, порезаны на кусочки и разделены между несколькими посредниками. И именно поэтому в случайное совпадение [мне лично] поверить сложно.

Некоторые болельщики иностранных команд сдавали билеты на матчи с участием сборной России представителям Parter.ru прямо в фойе ВТБ-арены. Номинальная стоимость каждого билета - 40 евро (около 3000 рублей), покупали они их у себя на родине через национальные федерации хоккея. Итоговый ценник на эти же билеты для россиян составлял уже 18 000 рублей [они свободно продавались на одном из неофициальных сайтов].

Но даже это не рекорд торговой наценки на билет, которого официально нет в продаже. Реальная стоимость билетов на полуфинальный матч Россия - Финляндия: 8250 - 13 500 рублей (из продажи на Parter.ru они исчезли за считанные минуты). Зато билет средней категории на эту игру можно было свободно приобрести у тех же онлайн-посредников за 250 000 рублей.



Контролера нет

Отсутствие каких-либо следов о контракте ФХР или тендере Минспорта на портале госзакупок, кого-то [как и меня] может удивлять, но вряд ли стоит сомневаться в опыте подрядчика. «СТС Эвентим Ру» был агентом Зимних Олимпийских Игр в Сочи. Разница в реализации билетной программы заключается лишь в наличии паспортов болельщиков ОИ 2014 и биржи билетов, где наценка дистрибьютера за инфраструктуру и услуги по перепродаже не превышала 10%. Попытки открытого сбыта билетов на неофициальных площадках, интернет-форумах и в социальных сетях пресекались сотрудниками Олимпийского комитета. Для этого даже дополнительно привлекали волонтеров.

На комментарии зрителей программы «Спортивный вопрос» о том, как контролировать спекулянтов, и кто должен это делать, министр спорта Виталий Мутко в эфире «Матч ТВ» так и не ответил. Возможно потому, что границы полномочий Минспорта и ФХР достаточно размыты, а финансирование сборной России не зависит ни от результатов сыгранных матчей, ни от качества проведения соревнований.

Модель другая - вывод тот же...

В Континентальной хоккейной лиге, в отличие от ЧМ 2016, клубы напрямую заинтересованы в продаже билетов и полностью берут функцию контроля на себя. Причем чем меньше бюджет, тем больше внимания клуб должен уделять качеству продаж и маркетингу.

- По билетам все верно, это деньги клуба, причем чистые деньги, которыми можно оперировать в любое время, а не ждать транш из правительства [региона] и решения прочих бумажных проблем, - рассказал один из сотрудников ХК Лада (Тольятти). При этом он подчеркнул, что КХЛ от продажи билетов ничего не получает, только билетный агент имеет свою комиссию, если их продает. Клуб фиксирует размер комиссии в договоре с подрядчиком, за любое нарушение может последовать штраф.

В бизнес-модели КХЛ тоже есть свои подводные камни. Лига вместе со своим официальным телеканалом умело наживается на российских клубах, заставляя их нести убытки по тем статьям, которые во всем цивилизованном мире являются доходными. Командам-олигархам с такими спонсорами, как Роснефть, Газпром или ВТБ, это не особо не мешает, а середняки-работяги, которые не скупают «звёзд» мирового уровня пачками, опираясь на собственные хоккейные школы, остаются у разбитого корыта. Но это уже совсем другая история.

To be continued…

Наталья Макаркина ©


?

Log in

No account? Create an account